Posted in: Продажа бизнеса

Как продать готовый бизнес самостоятельно?

В деловой среде продажа собственного готового бизнеса является частой практикой. Бизнесмены идут на это из-за нескольких причин: убыточность предпринимательской деятельности, желание поменять сферу или сконцентрироваться на другом деле. Для того, чтобы продать свое дело, необходимо знать несколько деталей для удачного поиска покупателей, особенности по подготовке документов и установке конкурентных цен на рынке. Не спешите продавать свой бизнес первому же потенциальному покупателю. Учтите все детали и подготовьтесь к сделке.

Основные моменты при продаже бизнеса

1. Подготовка к продаже.

То, что нужно сделать еще до размещения объявления о продаже — подготовить и проверить все документы. Лучше это делать совместно со специалистами: юристами, финансистами и бухгалтерами. Финансовая сторона бизнеса должна быть в отличном состоянии. Также необходимо сделать инвентаризацию. Подготовка к продаже может занять достаточно много времени, поэтому начните ее заранее. Так как устраненные проблемы до заключения сделки о продаже помогут получить больше выгоды.

2. Определение цены.

Перед тем, как установить цену за свой готовый бизнес, проанализируйте рынок и определите среднюю цену в вашем сегменте, посмотрите сделки по продажам схожих предприятий. В установлении цены главное не ошибиться — если будет слишком дешево, потенциальный покупатель может усомниться в качестве предлагаемого бизнеса. Если установите запредельно высокий уровень, то есть риск вовсе не найти покупателя.

Мужчины пожимают руки

3. Настройтесь на выход из бизнеса.

Некоторые покупатели могут попросить вас остаться на время и помочь в управлении бизнесом. Таким образом они хотят понять все нюансы работы вашей компании, узнать больше о маркетинговых ходах и оценить бизнес-стратегию. Нередки случаи, когда покупатель хочет оставить на местах сотрудников, хорошо зарекомендовавших себя во время работы. Поэтому не думайте, что как только вам заплатят деньги, вы сразу станете свободным и будете не у дел. Совет: при заключении сделки оговорите все подобные моменты в договоре и подберите для себя наиболее оптимальный вариант по выходу из бизнеса.

Типы покупателей

1. Предприниматель-новичок

Этот тип покупателей обычно ориентирован на покупку бизнеса, который сразу же сможет приносить ощутимый доход. Новички не хотят терять время на придумывание и выстраивание бизнес-стратегии несколько лет. Они чаще всего уверены в своих силах и планируют развивать приобретенный бизнес, но ориентируясь на поддержку более опытных наставников или инвесторов. Новички не будут жалеть сил и времени на развитие, и поэтому с большой вероятностью ваше дело будет успешно продолжаться.

2. Инвесторы

Существуют организации, которые объединяют инвесторы, и пытаются приобрести как можно больше организаций в определенном сегменте. Организации называются частными инвестиционными компаниями — они вкладывают денежные средства в развитие и поднятие компании на новый уровень, а затем продают акции. Зачастую они оставляют большую часть персонала и руководителей на местах. Поэтому если вы хотите оставить себе небольшое количество акций компании, можно рассмотреть вариант продажи своего дела данному типу покупателя.

3. Стратегический покупатель

Такими покупателями являются бизнесмены, которые уже имеют собственные предприятия и при этом планируют за счет приобретения новой расширить свое присутствие на рынке. Чаще всего при покупке они склоняются к бизнесам в одном сегменте, поглощают купленные организации и как раз за счет этого развиваются. Продажа готового бизнеса этому типу покупателей подойдет вам в том случае, если вы не особо обеспокоены дальнейшей судьбой вашего бизнеса и работающих на вас сотрудников.

Мужчина работает за столом на ноутбуке

4. Холдинг

Такие компании в основном не производят никаких собственных товаров, а имеют доход с акций, приобретенных у бизнесменов. Они скупают контрольные пакеты бизнеса в разных сегментах — то есть выкупают основную часть, а остальное остается в вашем распоряжении. Продавая свое дело, вы можете рассчитывать на хорошую прибыль, но помните, что у вас все равно останется небольшое количество акций. Если вы хотите полностью отказаться от предпринимательской деятельности в определенной сфере, то продажа бизнеса холдингу вас вряд ли устроит.

Как продать бизнес?

В 21 веке продать свой бизнес стало намного проще. Сейчас существуют различные каналы коммуникации, благодаря которым можно найти потенциального покупателя и заявить о своем бизнесе. В основном сейчас активно идет продажа бизнеса на просторах интернета, где для этого есть все необходимые инструменты.

Мужчина смотрит отчет в планшете

Где можно выгодно продать готовый бизнес?

  • Специальный сайт, специализирующийся на продаже бизнеса предпринимателям. Сейчас на просторах интернета масса сайтов, но не каждый из них являются достоверными ресурсами. Размещайте объявления о продаже на проверенных сайтах, ведь там с большой вероятностью можно найти крупного инвестора, который станет потенциальным покупателем.
  • Сайт объявлений. Отличный способ разместить свое предложение и рассказать о преимуществах приобретения именно вашего дела. Такой ресурс подойдет для продажи небольшого бизнеса, например, маленькой точки в торговом центре.
  • СМИ. В основном следует рассматривать печатные деловые издания, так как там намного больше шансов найти покупателя, ведь аудитория таких газет или журналов – это предприниматели и инвесторы.
  • Социальные сети. Еще один способ продать небольшой готовый бизнес — разместить свое объявление в социальных сетях. Там есть возможность настроить рекламу, которая будет направлена именно на вашу целевую аудиторию. Также имейте в виду тематические группы и сообщества.

Составляем продающий текст

Где бы вы не решили продавать свой бизнес, важным моментом является правильное составление текста объявления или рекламного сообщения. Если вы не сильны в написании продающих текстов, лучше наймите копирайтера — цена за одно объявление будет не сильно высокая. Если вы решите подать заявку на размещение объявления по продаже бизнеса в специализированном СМИ, то будьте готовы, что вас попросят написать текст под их формат. В основном правила написания похожи.

Во-первых, вы должны составить заголовок, отражающий ключевую особенность бизнеса и предложения о продаже. Чем интереснее заголовок, тем выше шанс заинтересовать покупателя. Во-вторых, предложение должно быть сразу с ценой, не стоит делать из этого тайну. Понятная цена привлечет больше реальных покупателей, чем интересующихся зевак. В-третьих, продумайте детальное описание бизнеса — расскажите о местоположении, укажите доход, объясните условия, на которых вы продаете готовый бизнес и преимущества покупки.

Продать готовый бизнес самостоятельно не так уж и сложно, главное подойти к этому делу грамотно. Для своего спокойствия наймите команду профессионалов или обратитесь к своим сотрудникам. Специалисты помогут закрыть дыры в отчетах, провести инвентаризацию, проверить все документы и при необходимости исправить их. Не пренебрегайте их советами.

Тщательно продумайте стратегию продажи — как правильно преподнести бизнес? Какие есть сильные стороны у вашей бизнес-стратегии? Почему потенциальному покупателю необходимо обратить внимание именно на ваш бизнес? На какой интернет-площадке продавать свое дело?

Решите для себя, готовы ли вы полностью отказаться от бизнеса или все-таки останетесь наблюдателем с небольшим пакетом акций. От вашего решения зависит то, какому покупателю предлагать оформить сделку.

Не спешите расставаться с делом — сначала подкорректируйте все недочеты, проанализируйте рынок, установите приемлемую цену. Тогда продажа с большой вероятностью принесет вам желаемые деньги и отсутствие «головной боли».