Posted in: Бизнес, Покупка бизнеса, Продажа бизнеса

Сколько стоит готовый бизнес?

Приобретение готового бизнеса — отличная возможность реализовать себя в предпринимательстве, опираясь на уже существующую и хорошо функционирующую бизнес-стратегию. После покупки такого бизнеса вы получаете: готовый договор с арендатором, квалифицированных сотрудников, договоренности с поставщиками и компанию, известную на рынке. При этом вы сразу можете рассчитывать на возможность стабильного ежемесячного дохода.

Вы определились со сферой, решили, как сможете организовать деятельность, но не знаете сколько необходимо денежных средств для приобретения? Основным фактором, который влияет на стоимость бизнеса при продаже, является его доход. Причем доход не всей компании, а доход собственника — сколько получает лично он после всех необходимых платежей по аренде, зарплате, закупкам, кредитам (если они есть) и налогам.

девушка делает чертежи в планшете

Сейчас на российском рынке есть тенденция — расчет стоимости бизнеса, работающего на арендных площадках, производится из сложения суммы дохода предпринимателя за срок от 8 до 18 месяцев. Бывают случаи, когда продавец предлагает выкупить компанию за сумму, которая равна доходу за 20-30 месяцев, но, как правило, такие предложения не пользуются большим спросом.

Если собственник продает свою фирму вместе с недвижимостью, которая находится в его собственности, то здесь можно ориентироваться на цену, равную прибыли за 24-60 месяцев.

Что влияет на стоимость бизнеса?

  1. Какой это бизнес? На рынке существует несколько типов бизнеса: владение которым требует наличия определенных знаний и подготовки, и бизнес, для которого не нужно специальных навыков. Например, точка по продаже мороженого обойдется покупателю дороже, нежели небольшая пекарня, на которой необходимо самостоятельно выпекать хлеб. Дело в том, что пекарня с собственным производством требует минимального набора знаний, поэтому при продаже продавец не будет ориентироваться на весь рынок, а лишь на ограниченный круг покупателей.
  2. Известность компании на рынке. Чем выше статус и репутация, тем больше придется за нее заплатить. Продавец зачастую ставит высокую цену для того, чтобы найти покупателя, который очень заинтересован и замотивирован на развитие бизнеса, а, следовательно, на улучшение и поддержание имени бренда.
  3. Сжатые сроки. Причины, по которым продают бизнес, могут быть разными: начиная от болезни и заканчивая желанием быстрее сменить вид деятельности, начать развитие в совершенно иной области. Для более быстрой продажи собственник может снизить стоимость. Такие варианты будут очень заманчивыми — главное, тщательно проверяйте все документы и обращайте внимание на малейшие детали.

Для того, чтобы лучше понять, как складывается стоимость готового бизнеса и сколько на самом деле он стоит, рассмотрим реальные кейсы по продаже, которые сейчас есть на рынке.

женщины пожимают друг другу руки

Детский парк развлечений

В московском торговом центре продается детский развлекательный парк, который открылся в 2019 году. Парк нацелен на возрастную категорию от 1 года до 12 лет. По заверению собственника, в месяц количество посетителей составляет порядка полутора тысяч человек. При этом у него нет конкурентов в торговом комплексе, а рядом есть детские магазины известных марок.

Средний чек составляет 800 рублей. Также внутри парка есть ресторан на 100 человек, где средний чек уже 1500 рублей. Согласно данным продавца, оборот детского парка развлечений в месяц составляет от 2 до 2,5 млн рублей. При это финансовые показатели подтверждены Онлайн-кассой, Эквайрингом и CRM 1С.

В объявлении о продаже также расписаны все постоянные расходы: аренда, коммунальные платежи, уборка территории, закупка продуктов питания для ресторана и налоговые платежи, а также расходы на рекламу.

Выручка компании ежемесячно формируется из оплаты услуг за посещение площадки, за ресторан и дополнительные услуги — аниматоры, фотографы, проведение праздников и другое.

Приобрести парк собственник предлагает за 33 миллиона рублей. В эту сумму входит все необходимое оборудование и мебель, полная клиентская база, сотрудники, сайт и база поставщиков.

Интернет-магазин зарядок

Успешный бизнес-проект, который работает в сфере онлайн-продаж с 2013 года. Интернет-магазин предлагает к продаже зарядные устройства для ноутбуков. По данным собственника, средний чек составляет 2650 рублей, а сайт магазина посещает порядка 50 тысяч уникальных пользователей ежемесячно. Оборот компании в разные месяцы в среднем около 4 миллионов рублей, а чистая прибыль варьируется от 1,1 млн до 1,2 млн каждый месяц. Все финансовые показатели могут быть подтверждены Онлайн-кассой, Эквайрингом, системой Битрикс.

Из постоянных расходов только аренда офиса в Москве, она составляет 75 тысяч рублей ежемесячно. Другие расходы попали в раздел переменных, среди них: оплата труда сотрудникам, зарплата курьерам, средства на маркетинг и рекламу, раскрутка сайта, контракты с различными службами доставки, оплата счетов по телефону и интернету, и, конечно, налоговые платежи.

Собственник предлагает купить свой готовый бизнес по продаже зарядных устройств за 24,9 млн рублей. При покупке новый владелец получит: 2 рабочих сайта, все социальные сети компании, наработанную клиентскую базу, поставщиков, квалифицированных сотрудников и депозит на месяц аренды помещения.

Среди дополнительных преимуществ — отличный рейтинг и много положительных отзывов от клиентов компании. Такой вид деятельности отлично подойдет тем, кто хочет связать себя с бизнесом в сфере IT-технологий.

Ресторан в центре Москвы

Арт-ресторан 344 квадратных метра в самом центре Москвы на улице Арбат. Ресторан имеет отличную транспортную доступность и парковку для большого количества машин, что в центре столицы является несомненным плюсом. Помещение имеет сразу два полностью изолированных зала для размещения в каждом до 200 человек. Кстати, помещение является собственностью ресторана, поэтому платежи по аренде не предусмотрены.

Такой бизнес обойдется покупателю в 211 млн рублей, при этом среднемесячная выручка составит 6 миллионов рублей, а ежемесячные расходы будут на уровне 2 миллионов рублей. Собственник предлагает своему покупателю всю технику, обученный персонал и клиентов, которые выбирают отдых в этом ресторане уже в течение 4 лет.

совещание в офисе

На примере реальных предложений можно заметить, что цены зависят от сегмента, в котором предоставляются услуги, от того, в чьих руках находится помещение и, конечно, от дохода компании. Для того, чтобы выбрать для себя наиболее оптимальный вариант и не переплатить, лучше обратиться к оценщикам. Профессионал рассчитает все возможные варианты, риски и расскажет вам о реальной стоимости готового бизнеса.

Перед покупкой бизнеса обязательно проверьте все документы и проанализируйте данные от продавца, возможно, он умолчал о каких-то минусах или не рассказал обо всех ежемесячных платежах — что потом может стать для вас сюрпризом. Подходить к приобретению компании стоит с толком, нет необходимости откликаться на первое попавшееся предложение из-за его низкой стоимости, скорее всего, вас будут ожидать подводные камни. Лучше наймите команду профессионалов, которая сможет не только грамотно проверить все «от» и «до», но и оценить реальную стоимость, возможно, провести переговоры с продавцом для проведения сделки на более выгодных условиях, а также помочь вам разобраться со всеми нюансами приобретения. Продешевив вначале, вы можете потом вложить гораздо больше средств.