Posted in: Бизнес

Бизнес, политика, власть

Бизнесмены в политике

Насколько хорошо бизнесмены могут управлять государством? Возможно ли вообще совмещение бизнеса и политики? В этой статье мы рассмотрим эти важные моменты и дадим ответы на ряд других вопросов.

Бизнес и управление государством

Итак, бизнесмены могут быть хорошими правителями только в том случае, если они не имеют никакой возможности получать ренту в пользу своей фирмы и когда они самостоятельны в принятии своих решений.

В государствах, которые имеют переходную экономику, система управления и бизнеса зачастую несовершенна. И эффективно работать с ней могут те люди, которые были успешными в большом бизнесе. Во время кризисов подобный запрос на сильных менеджеров взрастает в разы. И речь здесь об исполнительной власти, о тех ее позициях, которые связаны с ответственностью за свою деятельность и за ее результаты. Есть ли возможность добавить «свежей крови» в аппарат управления государством и сделать его работу более эффективной при помощи привлечения предпринимателей? На это нет однозначного ответа.

Здание правительства, вид сверху

Примеры бизнесменов в политике

Крупный бизнес на территории России очень сильно влиял на власть в 1990 годах, а именно во второй их половине. Одновременно с этим бизнесмены не были на самых высоких постах. Единственным исключением является Владимир Потанин, который был вице-премьером два года (в 1996 и 1997 годах).

На протяжении следующих 15 лет бизнесмены занимали разные должности государственной власти. Например, Александр Хлопонин, который в прошлом был топ-менеджером в «Норильском никеле», занял пост губернатора Красноярского края, после чего вырос до вице-премьера, а также полпреда президента. Также стоит назвать таких губернаторов, как Олег Чиркунов, Дмитрий Зеленин, Георгий Боос, Владимир Груздев и других.

Присутствие бизнеса во власти более явным было у соседей нашего государства – в Украине, а также в Грузии. Можно вспомнить таких известных политиков, как Юлия Тимошенко, Игорь Коломойский, Петр Порошенко, Каха Бендукидзе и многие другие. При этом, значительные результаты деятельности были лишь при правлении Бендукидзе, который занимал пост в правительстве Грузии. Он был министром, который координировал реформы и смог улучшить бизнес-сферу и значительно ограничить коррупцию.

Бизнес и политика в сложные годы

Стоит отметить, что подобная ситуация часто встречается не только во времена переходной экономики. В Америке существуют известные фигуры бизнесменов, которые одновременно с этим занимают пост политиков. Например, стоит вспомнить Митта Ромни, который был экс-губернатором Массачусетса. Экономика Америки пришла к двум самым главным кризисам за последнее столетие под управлением политиков из большого бизнеса – Герберта Гувера и Джорджа Буша-младшего. Но, как было показано Флориан Ноймайер, бизнесмены бывают эффективными и как губернаторы.

Ноймайером были собраны, а затем проанализированы данные, которые касались всех губернаторов Америки с 1960 по 2009 год. Среди любопытных моментов стоит отметить тот факт, что наличие достаточного опыта в сфере бизнеса для публичных американских политиков в целом является нетипичным явлением. Так, за половину века из 446 губернаторов до того, как они попали в политику, лишь 48 из них был руководителями каких-то больших компаний или их собственниками. Но с течением времени количество губернаторов-бизнесменов увеличивалось.

мужчина с портфелем

Стоит отметить, что губернаторы из бизнес-сферы обычно выдвигались от Республиканской партии. При этом на высоких должностях в этот период преобладали демократы. Заметим, что среди предпринимателей политиков не было людей женского пола. Они избирались примерно в 56 лет и были на несколько лет старше тех коллег, у которых не было опыта деятельности в бизнес сфере.

В то время, когда происходило избрание губернаторов из числа бизнесменов, эти штаты имели небольшой темп увеличения доходов людей, значительную безработицу и большое количество расходов, а также неравенство и государственный долг. При этом доходы на одну душу населения тоже были более высокими.

Но главный вопрос такого исследования состоит не столько в выявлении каких-либо различий в демографии и начальных возможностей, сколько в оценке того, что именно удалось сделать тем губернаторам, которые вышли из бизнеса. Для корректной оценки эффективности таких управленцев, Ноймайер при помощи специальной процедуры оформил группу тех политических деятелей, которые работали в таких же условиях, как и те, кто вышел из бизнеса. После этого, сравнение с подобной «контрольной группой» выполнялось согласно основным критериям, а именно по росту доходов, уровню неравенства, а также уровню безработицы.

Как оказалось, в то время, когда было правление бизнесменов, рост доходов у людей был на 0,6% более высоким, нежели у тех губернаторов, у которых не было опыта в бизнесе. При этом работа проводилась в подобных условиях. Одновременно с этим предприниматели-управленцы более активно создавали места работы, и при этом случалось уменьшение процента неравенства. Но больше всего его сокращение было там, где бизнесмену управленцу нужно было работать при так называемом «разделенном правлении», когда хоть одна палата контролировалась оппозицией.

Получатся, что в Америке бизнесмены чаще всего выбираются в качестве «кризисных менеджеров» и достаточно хорошо выполняют свою функцию.

Опыт Америки по отношению к российскому бизнесу

Как же можно все эти результаты, которые были посчитаны на основе тех данных, которые были получены из Америки, использовать по отношению к России? Ноймайер дает в статье ссылку на ряд исследований, в которых указывается то, что в Китае и России приход бизнесменов в политику происходил со значительным извлечением ренты, которая была добыта в пользу фирм, связанных с ними. В Америке же развиваться событиям по подобному сценарию не дают политические институты.

газета с политическими новостями в руках у человека

При этом переток капитала, свободное перемещение людей приводят к значительной конкуренции, которая появляется между разными штатами. Это заставляет губернаторов выполнять разные эксперименты в сфере экономики. В этом случае особенно полезным является опыт управленцев предпринимателей. Значительная роль отводится такой особенности системы политики Америки, как «рыночный федерализм» со значительной степенью свободы штатов при проведении политики в социальной, а также в экономической сферах. Благодаря этому губернаторы имеют возможность реализовывать свои программы. Но также они становятся ответственными за результаты, которые достигнуты или не достигнуты ими.

Также предприниматели бизнесмены в Америке меньше ограничены партийными предпочтениями в идеологической сфере, поскольку выполняют финансирование своих избирательных кампаний из своих финансовых средств, а тех, которые были добыты благодаря «пожертвованиям», как это обычно делают «карьерные политики».

Так что, те, кто вышел из крупного бизнеса, гораздо лучше управляют государством при соблюдении основных условий. Так, политическим институтам требуется обеспечить регулирование «конфликта интересов» и закрыть возможности для предпринимателей, связанные с «извлечением ренты» для личного бизнеса. Также губернаторы в рамках системы управления должны иметь достаточный уровень полномочий для того, чтобы проводить нужные реформы и повышать эффективность государственного управления. В России же эти условия в основном не соблюдаются.

Так можно ли совмещать бизнес и политику?

Так или иначе, политики – это важная часть любой бизнес-среды, а бизнес же представляет собой часть политики. Конечно, политикой должны заниматься политики, но это не означает, что бизнесмен не может им быть. Плохо лишь, если эти две сферы слишком переплетаются друг с другом. Важно, чтобы бизнес как можно больше развивался самостоятельно. Чем больше у него свободы, тем для него лучше. Важно следить за тем, чтобы политика и бизнес не конкурировали между собой. Так, если дела в стране будут идти плохо, то в этом случае и политики, и бизнесмены также будут чувствовать себя нехорошо. Важно выстроить между ними правильные, гармоничные взаимоотношения.